вторник, 27 октября 2015 г.

Обмен информацией и обмен воздействием

 В процессе коммуникации между двумя группами людей происходят сложные процессы, которые трудно описать и почти невозможно точно проконтролировать. В первую очередь, это обмен информацией, во вторую – обмен воздействием. Обмен информацией зиждется на необходимости передачи сведений. Это можно проиллюстрировать тем, что разговор двух подружек, несмотря на «лёгкость» ни к чему не обязывающей болтовни, передаёт огромное количество информации. Например, одна девушка может рассказать другой о неверности её любимого. В принципе, это байт информации. Однако, эта информация может быть как истинной, так и ложной; у передачи именно этой информации есть причины – возможно, подружка жалеет соратницу и помогает избежать нечестности партнёра, а возможно, создаёт интригу для того, чтобы его отбить. Информация несёт или не несёт подробности и детали: их наличие или отсутствие говорит о том, насколько правдива эта информация, и насколько достоверен источник и каковы его намерения. Таким образом, на самом деле информация имеет ядро – собственно байт информации – и окружение – контекст, который устанавливает миллионы связей с другими данными. Однако, кроме того, отсутствие важной информации подталкивает одну из подруг на действия: проверить полученные сведения, попытаться изобличить подругу, если она врёт, поговорить с любимым, чтобы у него самого выяснить правду и т. д. Таким образом происходит обмен воздействием.

Насколько эффективны эти виды обмена? Обмен информацией нужно признать крайне неэффективным, если он не является целенаправленным. Только в том случае, если люди действительно хотят передать информацию, они её передают. Большая часть контекстного массива, описанного выше, не воспринимается и не обрабатывается должным образом почти никогда. А вот передача воздействия необыкновенно эффективна и происходит всегда. Именно это является основой всей техники бессознательных манипуляций.

Для PR, публичных коммуникаций, очень важно строить общение с получателем информации так, чтобы грамотно передавать именно воздействие. Дело тут в том, что коммуникация всегда происходит с большой массой людей, соответственно, уровень восприятия информации сильно понижается, и мотивировка для действий должна быть выстроена так, чтобы сформировать единый посыл для всех, кто получит эту информацию. Это необязательно может быть посыл к действию. Намного важнее сформировать посыл к определённому отношению. Так, известная американская компания только по подозрению, что в её детском питании могут быть опасные компоненты, публично отозвала всю произведённую партию и бесплатно её заменила. Естественно, что с того времени её продажи не падали никогда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий